ДМС-2009: закономерности и сюрпризы
Степеннова Ольга Михайловна
Заместитель генерального директора – директор по медицинскому страхованию ОАО СК «РОСНО»
|
Как изменилась ситуация на российском рынке ДМС за 2009 год? Что предпринимают сегодня страховщики, чтобы сохранить свои клиентские портфели и предложить клиентам адекватные медицинские услуги?
Ситуация на рынке ДМС-2009 чрезвычайно интересна: проявились те тенденции, о которых мы ранее не очень задумывались.
Наиболее характерным явлением этого года является высокая эластичность спроса по цене полиса, (не массовый отказ от страховой защиты, как принято считать). С начала года действительно наблюдается сокращение бюджетов предприятий на ДМС, однако, наполнение программ страхователи предпочитают сохранить. В связи с этим основной задачей страховщиков стало найти тот баланс, который позволяет удовлетворить спрос клиента и сохранить портфель. Так наметилась необходимость перехода от продуктов с максимально широким покрытием к продуктам более экономичным при сохранении качества предоставляемых услуг. Создание и реализация таких продуктов требует от компаний большей технологичности и эффективности бизнес процессов. Наш успешный опыт – это создание программ-конструкторов, доступных для понимания потребителя и предоставляющих клиенту возможность выбора как по наполнению программы и уровню сервиса, так и по цене. При этом важно отметить, что качество медицинских услуг сохраняется и контролируется страховщиком вне зависимости от выбранных опций.
На фоне тенденции повышения эластичности спроса по цене на рынке ДМС появились примеры демпинга, ставшего одной из причин сокращения объемов сборов в среднем по рынку. По разным оценкам падение относительно 2008 составляет от 11% до 16%. При этом отдельные компании увеличили свои сборы, другие наоборот, потеряли существенные объемы. Сборы РОСНО по ДМС в 2009 полностью отражают среднерыночную ситуацию при сохранении доли рынка 8%. Численность портфеля застрахованных по ДМС у нас растет на фоне снижения показателя средней премии. Несмотря на внешние негативные факторы, нам удалось удержать убыточность на приемлемом уровне. Однако, такая ситуация в портфеле РОСНО обусловлена не только его объемом и высокопрофессиональным управлением, но и тем, что традиционно по ДМС у нас застраховано не так много клиентов из тех отраслей (строительство, девелоперский рынок и т.п.), которых кризис коснулся в большей степени. Если говорить о банковском секторе, то ситуация здесь иная: банки, сокращавшие персонал в конце 2008, к середине этого года начали постепенно восстанавливать свои позиции, набирая новых сотрудников. Смена персонала у компании-страхователя в корпоративном ДМС выражается в замене застрахованных лиц по договору, при этом среднее количество застрахованных по году обычно существенно не меняется.
Еще одной важной тенденцией на рынке ДМС с начала года является повышенная чувствительность клиентов к эффективности страховых программ. Под эффективностью понимается как качество предоставляемого сервиса, так и результат медицинского обслуживания – качество самого лечения. И здесь на первое место выходят компании, у которых хорошо отлажена система управления качеством.
Отчетливо проявился отложенный спрос на медицинские услуги. С одной стороны формируется новый отложенный спрос: приток клиентов, ранее не пользовавшихся ДМС, приостановился. С другой, - отмечено повышенное удовлетворение ранее отложенного спроса Последнее связано с возросшими рисками потери работы а, вместе с ней и корпоративного полиса ДМС, а также - высвобождением времени у застрахованных из-за перехода ряда предприятий на сокращенную рабочую неделю и предоставление неоплачиваемых отпусков. При этом, наши ожидания, что привыкший к корпоративному ДМС сотрудник продолжит страховаться как индивидуальный клиент, не оправдались, несмотря на то, что мы создали специальные предложения для этого сегмента рынка. Дополнительным мотивирующим фактором к растущему удовлетворению ранее отложенного спроса явилась тактика некоторых медицинских учреждений, направленная на гипердиагностику и неоправданные назначения.
К сожалению, кризис спровоцировал у многих обострение хронических заболеваний, что привело к увеличению спроса на услуги стационарного лечения, покрываемого ДМС, но не управляемого через прямое прикрепление сотрудников предприятия к поликлинике. Впервые отмечены случаи выплат в размере полной страховой суммы (а это - несколько миллионов рублей), что явилось действенным аргументом для потенциальных страхователей в пользу решений о защите здоровья при помощи такого инструмента как страхование. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения факторы, влияющие на состояние здоровье человека, структурно разделяются следующим образом:
- Условия и образ жизни – 49-53%
- Генетика, биология человека – 18-22%
- Внешняя среда – 17-20%
- Здравоохранение – 8-10%
То есть, условия жизни и внешняя среда оказывают огромное влияние на здоровье человека. А кризис – это всегда изменения, очень часто приводящие к стрессу, основной причине заболеваемости. Поэтому именно в 2009 мы ощутили, что к страхователю постепенно приходит понимание необходимости управления рисками возможных серьезных заболеваний, а значит, необходимости доверить защиту своего здоровья надежному страховщику с устойчивой финансовой позицией и ориентацией на клиента.
На фоне традиционного спроса на ДМС, в связи с возрастающей мобильностью людей и трендами глобализации, растет потребность в продуктах, гарантирующих покрытие по всему миру. И здесь мы готовы и предлагаем клиенту программу международного медицинского страхования Allianz MedPlanet, занимающую важное место в линейки инновационных продуктов РОСНО.
Что касается убыточности на рынке ДМС в 2009 году, в связи с существенным снижением средней стоимости полиса на застрахованного, повышенным удовлетворением отложенного спроса, увеличением объемов выплат в медицинские учреждения и объективно повышенной заболеваемостью действительно отмечен ее значительный рост, приводящий к необходимости пересмотра страховых тарифов для обеспечения устойчивости и надежности рынка ДМС.
Кризис оказывает существенное влияние на развитие страховой отрасли в целом, определяя в качестве главного направления повышение эффективности, финансовой устойчивости и клиентоориентированности через инновационные, но взвешенные решения и подходы. Аналитики прогнозируют прирост рынка на 6% уже в 2010. Наши ожидания несколько сдержаннее. В ближайшие два года мы ставим перед собой задачу вернуться на уровень продаж докризисного 2008, однако качественно это будет иной портфель.